В Европе нарастает озабоченность в отношении токсичного воздействия стирола в процессе формовки
стеклопластиковых корпусов. Так Европейский Союз (ЕС)
объявил конкурс в виде гранта на НИР и ОКР по
альтернативным технологиям на основе армированных термопластиковых полимеров. Проблема, однако, не
ограничивается одной лишъ токсичностью. Предварительные исследования частного консорциума фирм выявили
преимущества термопластиковых композитов по
отношению к традиционному стеклопластику на основе смол и
гелькоутов стиролового ряда.
Термопластики могут иметь также преимущества по отношению к технологии горячей формовки в замкнутой
литейной форме VEC (см. “Катера и Яхты”, вып. 175, с. 40) в настоящее время поставленной на поток фирмой
Genmar Holdings, США.
Согласно заявлению Nick Wethererby будущее в технологии малого судостроения за термопластиковыми
композитами. Wetherby является техническим директором компании “EuroTech Ltd.” (Великобритания), входящей в
группу фирм и организаций стоявших у истоков стеклопластикового катеростроения. Сюда же входят производитель
корпусов Halmatic Ltd. (Великобритания), Регистр Ллойда, поставщик полимеров “Vetrotex International S.A. и
Университет г. Аахен (ФРГ). В итоге их совместной работы были изготовлены десантный катер и RIB-катер по
заказу британского Министерства обороны.
Преимущества термопластиковых композитов
Philippe Papine вел работы с термопластом марки “Twintex” фирмы “Vetrotex” и защитил диссертацию по этой теме. По
его данным процесс формовки проходит сравнительно быстро. Структура композита обладает стойкостью к удару и
хорошей ремонтопригодностью, отходы производства можно перерабатывать повторно и, самое главное – композит
нетоксичен. Армированный термопластик превосходит обычный стеклопластик по стойкости к истиранию и удару.
Так удар молотка, раскалывающий стеклокомпозит не наносит ущерба его термопластиковому аналогу. Термопласты
имеют меньший удельный вес, не поглощают воду, обладают
стойкостью к осмосу. В полимеризованном виде они
пожаробезопасны и, что немаловажно, снижают производственные издержки.
Из технологического процесса исключаются летучие органические компоненты, значительно снижается степень
пожарной опасности. В финале своего жизненного цикла термопластиковый корпус вместо свалки можно направить
на повторную переработку,- рассказывает Papine.
Консорциум уже получил несколько патентов по результатам НИР. После завершения серии испытаний существуют
планы создания внедренческого центра, где заинтересованные организации могли бы получать инженерную
поддержку на коммерческой основе.
Декоративная отделка
Сегодня для финишной отделки термопластов используют полиэфирные, полиуретановые и эпоксидные композиты
на клеевой основе. Это означает вовлечение небольшого количества стирола в технологию, поэтому фирма
“EuroTech Ltd.” продолжает испытания нового поколения безстирольных гелькоутов. Keith Yunger, директор по
маркетингу канадской фирмы “Bombardier Sea-Doo” заявил, что пока качество декора не соответствует требованиям
покупателей. Серия термопластиковых корпусов производства “Genmar” получилась весьма прочной, но, к
сожалению, без присущего стеклопластику блеска и гладкости. Yunger выражает сомнения и по легкости ремонта в
полевых условиях.
Rock Lambert – вице-президент отделения “Sea-Doo” указывает на чрезмерную дороговизну матриц для нового
процесса. Это отбивает у изготовителей желание к смене модельного ряда – столь необходимого рыночного
элемента.
Малые предприятия могут не выжить
Малые предприятия использующие технологии открытых матриц, вряд ли осилят начальные инвестиции на покупку
нагревательного и ваккуумного оборудования. С
другой стороны, весьма вероятно, что ужесточение санитарных
норм по эмиссии стирола сведет на нет производство корпусов в открытых матрицах и, возможно, само
стеклопластиковое производство. Как ожидают аналитики, согласно новым директивам ЕС предельно
допустимая концентрация стирола (ПДК) составит 20…25 частей на миллион. Такой показатель
практически недостижим при традиционной формовке.