В районе, прилегающем к месту, где позднее были основаны Филиппы, примерно за 5000 лет до Рождества Христова, имелись поселения человека. Недалеко отсюда было обнаружено доисторическое поселение Дикили-Тас. Века спустя - в 360 г. до н.э. - тасосцы во главе с афинянином Каллистратом основали недалеко отсюда колонию - которую они назвали Кринидес из-за ее многочисленных источников - с тем, чтобы использовать богатую и плодородную прилегающую местность. Ее земли орошают две большие реки - Стримон и Нест. Возле утопающей в зелени и богатой рудами горы Пантеон и у подножия горы Орвилос поселенцы пытаются развивать свое поселение, однако страдают от набегов фракийских племен местности. Они обращаются за помощью к Филиппу, который осознает преимущества местоположения поселения как с точки зрения природного богатства, так и с точки зрения коммуникаций, поселяет колонистов, укрепляет и переименовывает поселение в Филиппы (356 г. до н.э.). После столкновения при Филиппах в 42 г. до н.э. и поражения демократов здесь обосновываются римские колонисты и отставные военные. Теперь город получает название Colonia Augusta Julia Philippensis - то есть становится римской колонией, а его жители получают права римских граждан.
Лишь немногочисленные иудеи проживают в Филиппах, именно поэтому здесь нет синагоги. По субботам эти немногие иудеи собираются в очень красивом месте на берегу одного из притоков Стримона - Зигакта. В субботу, когда туда впервые приходит Павел, там собираются женщины. Они слышатучение апостола Павла первыми
во всей Европе. Среди них находится Лидия, благочестивая женщина, которая была родом из Фиатиры в Малой Азии и продавала порфиру из Фригии для окраски роскошных тканей, которая первой принимает крещение и оказывает решающую помощь в распространении слова Божьего.
На пути Павла и его свиты к месту молитвы они встречают юную служанку, которая обладала "духом Пифона", то есть даром прорицания, что приносило немалые деньги ее хозяевам. "Эти люди являются рабами Всевышнего Бога и возвещают вам путь к спасению", - кричала она, следуя за апостолом и его спутниками и на протяжении
многих дней повторяя одни и те же слова. В какой-то момент апостол Павел разгневался. Он обернулся к девушке и сказал "духу": "Приказываю тебе во имя Иисуса Христа выйти из этой девочки". В тот же момент девочка освободилась от "духа Пифона", однако ее хозяева, которые в результате этого потеряли доходы, обвинили Павла и Силу в том, что они являются виновниками беспорядков в городе и имеют привычки, запрещенные у римлян. Обоих мужей избивают палками и заключают в тюрьму, однако страшное землетрясение, которое происходит ночью, вызывает панику. Двери тюрьмы растворяются, и тюремщик пытается покончить с собой. Оба апостола препятствуют ему, тюремщик начинает верить в Бога, принимает крещение вместе со всей своей семьей и оказывает им гостеприимство у себя в доме. На следующий день архонты, пораженные произошедшими за ночь событиями, узнают, что они заключили в тюрьму римских граждан. Они в страхе просят прощения и просят их покинуть город, опасаясь беспорядков. Апостолы посещают жилище Лидии, которая оказывала им гостеприимство, и отбывают в Фессалоники. Апостол Павел сохранит тесные связи с Филиппийцами, которые неоднократно окажут ему финансовую поддержку, даже тогда, когда он окажется в тюрьме в Риме. Именно оттуда он и напишет им свое Послание, в котором, между прочим, подчеркнет: "Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно тру<Эился"(Послание к Филиппинцам, 2, 14-16). Через семь лет после первого посещения он вновь окажется в Филиппах (осень 56 г.), а затем посетит город еще три раза - в апреле 57 г., весной 63г. и зимой 64 г.
Достопримечательности Филипп
Здесь находится наиболее значительный археологический заповедник восточной Македонии. Он включает в себя характерные памятники эллинискического, римского и раннехристианского периода. В театре, который был построен, по всей вероятности, царем Филиппом Вторым в 4 веке н.э., каждое лето в рамках фестиваля Филипп-Тасоса проходят культурные мероприятия. Расположен в 12 км от города Кавалы.
О значительности города Филиппы свидетельствует обширный археологический заповедник и, в особенности, его раннехристианские базилики. Эгнатиева дорога проходила через город, деля его на двечасти. Ее участки сохранились с северной стороны агоры Филипп и возле
сегодняшнего баптистерия на реке Зигакт. Агора (форум), которая была построена по плану около 150 г. до н.э. с галереями, магазинами (среди них показывают один, который принято считать магазином Лидии), палестрой и термами, была обнаружена в той части города, которая находится к югу от Эгнатиевой дороги. На остатках палестры в 6 в. была построена базилика Б. Она была сооружена в самой центральной точке Филипп около 550 г. н.э., являлась базиликой с куполом, причем в некоторых местах ее стены сохранились на достаточно большой высоте, и была украшена искусно выполненными капителями и облицовкой, сделанной с помощью сверла. С восточной стороны агоры был обнаружен Октагон, раннехристианский храм, который был посвящен апостолу Павлу, кафедральный собор Филипп (5 в.), который окружают баня, комната для гостей, епископская кафедра и кладовые. В северной от Эгнатии части города находится базилика А, крупнейший раннехристианский храм Филипп (конец 5 в.), после разрушения которого отправление культа осуществлялось только в малом храме и небольшой подземной крипте в его юго-западном углу, которую, согласно преданию, принято считать "тюрьмой апостола Павла". Возможно, эта постройка была римской цистерной, превращенной христианами в небольшой храм со значительными фресками. К западу находится
еще одна базилика - базилика В, к востоку -театр 4 в. до н.э., который во 2 или 3 в. н.э. был превращен в арену. На вершине акрополя находятся остатки башен средневизантийской и поздневизантийской эпохи, у его подножия - святилища римских божеств, а за пределами стен - римские и раннехристианские кладбища, где расположены также кладбищенские базилики. Предание гласит, что надгробный памятник (каменный саркофаг) ветерана Ц.Видиуса Квартуса является "яслями Буцефала"...
Ветеранами (Veterani) римляне называли отставных военных любого звания после того, как те уходили в отставку с военной службы, продолжавшейся 16-26 лет. Между прочим, Буцефалом звали знаменитую лошадь Александра Великого - она была названа так по клейму с головой быка, которое находилось у нее на крупе. Это была любимая лошадь македонского царя, которому удалось укротить ее без применения силы, поворачивая к солнцу, чтобы та не видела собственной тени, которая пугала ее и делала неукротимой. Лошадь умерла в возрасте 30 лет после битвы на реке Идасп, и Александр дал ее имя одному из основанных им городов. В месте, где учил апостол Павел, в последние годы был построен внушительный восьмиугольный храм и баптистерий с современной мозаикой, выполненной Власисом Цоцонисом, и стеклянными панно Меропи Прека.