Священная дорога, по которой от агоры к храму
богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней
процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности
фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле,
располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине
Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и
сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит
маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике,
известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы, архитектор
Калликрат).
Эрехтейон
После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на
священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части
комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная
бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали
виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте
спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный План; три его
портика расположены на разных уровнях: с западной стороны - Портик, ведущий в
храм Афины Полиады (Городской), с северной - вход в святилище Посейдона-Эрехтея,
у южной стены храма - знаменитый Портик кариатид; все здание опоясывал фриз с
накладными белыми фигурами (не сохранился).
В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный
ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и
героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало
святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная
олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим
трезубцем Посейдон.
Кариатиды
Скульптуры, изображающие красивых молодых жриц, служили опорой для перекрытия
южного портика Эрехтейона (420 год до н.э.). Весьма вероятно, что имя свое они
получили от женщин Кареи (древнего города Аркадии в Пелопоннесе), которые, как
предполагается, были моделями скульптурных изображений. Во время турецкого
владычества кариатид называли окаменевшими принцессами или девами крепости.
Согласно преданию, когда лорд Элгин похитил одну из кариатид вместе с рядом
скульптур Парфенона, оставшиеся пять стенали каждую ночь, оплакивая утрату
сестры. Как бы не относиться к легенде о слезах кариатид, несомненно, что они
прекрасны, неповторимы и незабываемы.
Парфенон
Легкостью форм, особой изысканностью декоративной
отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон
контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном
(храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн - 10,5 м; 447
- освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой
дорический периптер. Здание воспринимается от Пропилей в три четверти - зрители
видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о
его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были
обойти храм снаружи.
В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы)
работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского
морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие
наиболее значимые в культе Афины события - ее рождение и спор с морским богом
Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали
сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были
ярко раскрашены.
План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом
особенностей: перед наосом был зал - девичий чертог (Парфенон, давший название
всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского
шествия.Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также
святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и
священных доспехов - Халкотека.
Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам -
статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса
(VI в. до н. э. - перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для
музыкальных состязаний) (2-я пол. V в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н.
э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.
Музей Акрополя
Кроме древних зданий на вершине скалы расположен также Музей Акрополя. В Музее Акрополя хранятся бесценные сокровища. Посещение экспозиции поможет вам составить подробное представление об истории и роли Акрополя как главнейшего религиозного центра Афин. Рекомендуем зайти в него до подробного осмотра памятников Акрополя, и тогда последующая прогулка по священной скале принесет вам значительно большее удовольствие. Наиболее интересными экспонатами являются:
• Мосхофор – «несущий Тельца» - исключительно изысканная скульптура VI века до н.э. изображает молодого мужчину, несущего на плечах тельца в приношение богине Афине.
• Архаические коры - статуи молодых девушек, которых в течение долгого периода посвящали богине Афине. Ни одна из них не похожа на другую. Изменения, которые происходят со временем в исполнении прически и в моделировании складок одежды, дают возможность оценить по достоинству развитие скульптурного искусства в древней Греции.
• Скульптуры из убранства Парфенона - то немногое, что осталось от одного из чудес искусства всех времен и народов. Среди экспонатов этой группы обратите особое внимание на несколько пластин с фриза, изображающих богов Олимпа, а также на метопы (прямоугольные промежуточные плиты фриза) с изображением сцены из кентавромахии (борьбы лапифов с кентаврами).
• Кариатиды - скульптуры, изображающие красивых молодых жриц, служили опорой для перекрытия южного портика Эрехтейона.