Аренда яхт

карта сайта

Разработка и продвижение сайта marin.ru



 
 
Google
 
 

Отдых на Бали ‹ История

История острова Бали

Древние государства Бали

Храмовый комплекс Танах ЛотДо XIX в. только в нескольких письменных источниках встречаются упоминания о Бали, но древние памятники культуры рассказывают об индийских королевствах и продолжительном влиянии Явы. Из надписи на столпе в Беланджонге (Санур), датируемой 914 г. н. э., явствует, что уже до этой даты существовали контакты между Бали и буддийской династией Санджайя, правившей на Центральной Яве. В центральном районе Бали сохранились остатки индо-буддийского государства, датируемого X-XIII вв., столица которого располагалась близ современных Педженга и Бедулу. В XI в. в память о короле Анак Вунгсу и королеве Бетари Мандул были воздвигнуты Королевские памятники Гунунг Кави. В Сангсите на северном побережье и в Клунгкунге, на юге, найдены королевские указы, свидетельствующие, что Анак Вунгсу был правителем всего острова. Храм Пура Теге Корипан, возможно, был построен для его почитания. Правление Анак Вунгсу, начавшееся ок. 1025 г., было периодом тесных контактов с Явой: его мать была яванской принцессой; а отец, Удайяна, - балийским королем. Старшим братом Анаку приходился великий Аирланга, управлявший королевством в Восточной Яве.

Современнику Анак Вунгсу, Мну Кутурану приписывается введение системы «трех храмов», типичной для балийских деревень: «пура пусе» (храм начал), «пура деса» (деревенский храм) и «пура далем» (храм усопших).

История раннего Бали обнаруживает влияние Китая. С VII в. находились в обращении китайские монеты («кепенг»); почитаемое на Бали драконообразное божество Баронг китайского происхождения; известен факт женитьбы в XII в. балийского короля Джайапангуса на китайской принцессе.

Бали в эпоху Маджапахита

Бали сохранял независимость от королевств Восточной Явы до 1284 г. В тот год король Сингасари Кертанегара послал на Бали военную экспедицию, результатом которой было включение острова в сферу влияния Явы.

Таман Аюн, 18 км от ДенпасараПреемник Кертанегары на Восточной Яве, Раден Виджайя основал королевство Маджапахит, превратившееся за два столетия в самую большую из всех когда-либо существовавших в Юго-Восточной Азии империй. Окончательно Бали потерял свою независимость в 1343 г., когда яванский министр Гаджа Мада разгромил балийского короля при Бедулу. В конечном итоге верховная власть княжества Маджапахит установилась в Гелгеле. Гелгелскис короли управляли с помощью местных вождей, будучи в вассальной зависимости от махараджи Маджапахита. Жители некоторых деревень отказывались принимать маджапахитские религиозные обычаи и противились установлению новых общественных порядков. Эти так называемые «Бали Ага» («истинные балийцы») остались в изоляции в своих деревнях и образовали обособленные меньшинства. В период империи Маджапахит сформировалась культура, памятники которой дошли до наших дней: архитектура, танец, театр; литература на кави; живопись, мелкая пластика и скульптура, обнаруживающая влияние театра кукол «ваянг». Со временем импортированная культура впитала некоторые черты сельского Бали.

«Золотой век» Бали

К концу XV в. Бали вернул себе независимость. Положение Маджапахита серьезно пошатнулось. Упадок империи ускорил распространение ислама на Яве. Расцвет королевства Гелгел пришелся на середину XVI в., период правления короля Ватуренггонга, расширившего пределы государства на запад до Явы и через Ломбок до Бимы. Часть ипдо-яванской знати мигрировала в Гелгел, обеспечив культурную переориентацию маджапахитского двора. При Ватуренггонге произошло возрождение индуистского искусства, литературы и религии.

Около 1540-х гг. с Явы на восток стали распространяться новые религиозные учения: ислам, не получивший широкого распространения на Бали, и индуистское реформационное движение, возглавленное священником Ватуреггонга, Данг Хьянг Нирартхой. Этот яванский брахман был поэтом, архитектором и религиозным учителем. Одной из проведенных им реформ было введение жертвенника «падмасана», алтаря Верховного Бога. По его инициативе были основаны или обновлены многие храмы на Бали, в том числе Пура Танах Лот.

Подъем новых сил

К 1597 г. относится первое упоминание о посещении Бали европейцами. В ту пору двор в Гелгеле отличался неслыханным богатством. Династию вскоре сменила новая ветвь, основанная около 1650 г. в Клунгкунге; короли приняли титул Дева Агунг («верховный бог»).

Демон-охранитель. Бали. УбудВскоре империя Клунгкунг начала распадаться на небольшие княжества. Продолжавшиеся почти 250 лет войны, а также браки, заключавшиеся между лицами разной национальной принадлежности, осложнили политическую обстановку.

XVIII и XIX вв. ознаменовались возвышением новых королевств, ставших предвестниками регентств современного Бали. Это были Клунгкунг, Карайгассм, Булеленг, Джембрана, Банглн, Бадунг, Джианьяр, Табанан и Менгви. Булеленг возвысился при Панджи Сакти, правившем с 1660 по 1704 год; в XVIII в. он уступил в соперничестве с Менгви и Карангасемом. В конце 90-х гг. XIX в. Менгви был разделен между своими более сильными противниками, но следы его былой славы сохранились в королевском храмовом комплексе Пура Таман Айюн. Хотя территория, находившаяся под владычеством Клунгкунга, была меньше территорий других королевств, Дева Агупги все же удерживали главенство, поскольку на их земле находился высокочтимый храм в Бесаки.

К тому же в Бали усилилось влияние ислама. К концу XVIII в. все балийские короли держали на службе мусульманских наемников. Сейчас на территории, где некогда были королевские дворы, расположеиы «балийско-мусульманские» деревни.

Проникновение европейцев

XVII в. ознаменовался появлением новых действующих лиц на балийской сцене. В 1602 г. голландцы основали объединенную Ост-Индскую компанию (ОИК), владения которой в 1800-е гг. перешли к Голландии. До сер. XIX в. внимание колонистов было сосредоточено на Батавии (совр. Джакарта), расположенной на Яве. Балийские короли отправляли в рабство голландцам должников и военнопленных и покупали у европейцев опиум.

Европейцы в БалиXIX в. принес Бали ужасные бедствия, причинами которых были вулканическое извержение, голод, болезни и войны. Это было время вторжений голландцев и малых войн между королевствами. Томас Стэмфорд Раффлс (позднее основатель Сингапура) проявил некоторый интерес к Бали в период временного британского правления на Яве (1811-1816), следствия Наполеоновских войн, что несколько обеспокоило голландцев. После своей победы над яванцами, сражавшимися под предводительством принца Дипонегоро, во время Яванской войны 1825-1830 гг. голландцы стали воинственнее. Они вступили в конфликт с балийским королем из-за спасенного в кораблекрушениях имущества; короли рассматривали груз судна как награду за спасение корабля и его команды. Один из таких споров с королем Булсленга спровоцировал в 1845 г. высадку на острове голландских войск. Балийцы под предводительством Густи Джелантика отразили три военные экспансии голландцев, но в конце концов потерпели поражение при Джагараге (1849). Джелантик бежал в Карангасем и в результате дворцовой интриги был убит. Королевства Булеленг и Джембрана оказались в прямом подчинении голландцев. Соперничество помешало длительному союзу других султанатов, стремившихся заручиться помощью голландцев в борьбе со своими соседями.

Поводом для следующего наступления голландцев послужил очередной спор за корабельное имущество - разграбленный груз небольшого голландского судна, севшего на мель у Санура. Спор перерос в политический конфликт. В сентябре 1906 г. к берегам Бали прибыла голландская флотилия. В Денпасаре султаны, принцессы и брахманы обрядились в белые одежды и вооружились освященным ритуальным оружием. Навстречу голландцам из дворца вышли сотни мужчин, женщин и детей. Побежали навстречу колонизаторам были скошены градом пуль. Уцелевшие в огне покончили жизнь самоубийством. В тот же день трагедия повторилась в расположенном поблизости дворце Пемечутан. Сдавшиеся в плен раджа Табанана и его сын через два дня покончили жизнь самоубийством. В Клунгкунге Дева Агунг и его двор были расстреляны в очередной «нупутан» (1908). После этого весь Бали оказался в составе голландской Ост-Индии.

Колониальное правление на Бали

Королевские дома лишились власти, поскольку голландцы набирали раджей в качестве младшего персонала в свой чиновничий аппарат. С установлением modus vivendi Нидерланды решили сохранить Бали как «живой музей» классической культуры - показательный пример просвещенного колониализма. Реставрация раджей, хранителей ритуальных обычаев, создала видимость преемственности культурных традиций. В то же время голландцы использовали принудительный труд, прежде королевскую прерогативу, для усовершенствования ирригационной системы и строительства дорог на острове. Они модернизировали законы деревни. Постколониальпые правительства всколыхнули ожидания народа на улучшение ситуации. Однако новая система налогообложения, предполагавшая послабления для лояльно настроенной знати, довела крестьянство до крайней нищеты. Позже действия голландцев привели к взрыву недовольства.

Для приезжих Бали оставался раем. Первые снимки, сделанные голландским иллюстратором У. О. Дж. Ньювенкампом и немецким фотографом Грегором Краузом, вдохновили жителей Западной Европы к путешествию на остров. Голландцы поощряли туризм с осторожностью. Некоторые гости задерживались на Бали дольше, чем предполагали, а то и вовсе оставались на постоянное жительство, оседая преимущественно в Убуде и Сануре и формируя у внешнего мира образ Бали как «острова Богов», где «каждый - художник». Росла прослойка бюрократии, представители которой вместе с китайскими, арабскими и индонезийскими торговцами составили ядро среднего класса, появилась интеллигенция. Вместе с жителями Явы, Суматры и Молуккских островов ее представители образовали инденезийскую политическую организацию, что стимулировало расцвет национализма. В 1928 г. Lingua franca архипелага, малайский язык, был объявлен официальным языком нидерландской Ост-Индии, Bahasa Indonesia.

Война и независимость

СукарноВ 1942 г. на нидерландскую Ост-Индию напала Япония и оккупировала ее, изъятием урожаев обрекши население на голод.

Неиндонезийцев японцы бросили в тюрьмы или депортировали. Оккупация способствовала активизации национально-освободительных сил. Лидером националистов выступил яванец, выходец из интеллигентских кругов Сукарно, провозгласивший независимость 17 августа 1945 г., через два дня после капитуляции Японии.

Голландцы потребовали обратно свои колонии, но натолкнулись на сопротивление островитян. На Бали они, однако, нашли политическую опору в лице бывшей знати. Прореспубликански настроенная молодежь вела партизанскую войну до ноября 1946 г., когда отряд из 94 борцов за освобождение Индонезии под предводительством Густи Нгура Рэя погиб в Марге. Несмотря на одержанную победу, положение голландцев оставалось неустойчивым. Три года спустя они вывели войска из Индонезии, 27 декабря 1949 г. предоставив ей суверенитет.

Благоденствие, связывавшееся с обретенной независимостью, не воплощалось в жизнь долгие годы. Партизанские отряды бродили по островам архипелага. Сменявшие друг друга правительства, бессильные или открыто националистические, отвергали иностранных инвесторов. В 1963 г. пробудился считавшийся потухшим балийский вулкан Гунунг Агунг; жертвами его извержения стали тысячи людей. Большие разрушения постигли Южный Бали, вызвав голод. Политическая поляризация общества усилилась.

Автократия и реформы

Сухарто30 сентября 1965 г. в Джакарте произошел переворот. Сукарно был смещен малоизвестным генералом Сухарто. Его диктатура началась «чистками». Тысячи коммунистов и людей, подозреваемых в симпатиях к ним, были убиты. Многочисленные внутренние конфликты сурово подавлялись. В итоге режим Сухарто привел к процветанию Бали и оживлению туризма. Первыми туристами современности были путешественники «hippie trail» в конце 60-х-70-х гг. XX в. Австралийцы увидели на Бали удобное своей близостью место отдыха. Кокосовые рощи Куты постепенно были вытеснены кустарными лавками и гостиницами.

В 80-90-е гг. Южный Бали охватил строительный бум. Если в 1965 г. гостиничные номера исчислялись несколькими сотнями, то к 1999 г. их количество возросло до 30 000.

При Сухарто многое было сделано на пути расширения гражданских свобод. Финансовый кризис 1997 г. сильно повлиял на ситуацию в стране. В мае 1998 г. Сухарто ушел в отставку, сдерживавшееся социальное недовольство выплеснулось наружу. После выборов 1999 г. на Бали было сожжено несколько общественных зданий. Туристы при этом не пострадали. Мегавати Сукарнопутри, пользовавшийся у балийцев популярностью, стал вице-президентом. С новым тысячелетием пришла надежда на экономическое возрождение Индонезии.



 
   
 


 
 
Google
 
 




 
 

 
 
 
 

Яхты и туры по странам: