Если вы решите совершить прогулку по рисовым плантациям, спуститесь по главной дороге из Убуда к Пелиатану, в восточном направлении. У развязки с круговым движением ваш путь лежит прямо, все время к востоку. Дорога извилистая. Она проходит по холмам, на склонах которых террасами располагаются рисовые поля. Очень красивое зрелище! Вы будете проезжать Лаплапан (Laplapan), где можно остановиться и отдохнуть в очаровательной гостинице-ресторане. Затем вы окажитесь в Сала (Sala). Поверните на юг в Титиапи (Titiapi). Титиапи расположен рядом с Педженгом. Этот маршрут длиной всего 8 км. Из Педженга можно спуститься к югу и посетить Бедулу и Гоа-Гаджах.
ПЕДЖЕНГ - PEJENG. Древняя столица Бали в 1343 г. была завоевана войсками империи Маджапа-хит. Именно здесь был найден знаменитый барабан "Луна Педженга", датируемый эпохой вьетнамской бронзы Донгшон. Сокровище хранится в храме Пура Пенатаран Сасих.
ПУРА КЕБО ЭДАН ИЛИ ХРАМ ВЗБЕСИВШЕГОСЯ БУЙВОЛА (PURA КЕВО EDAN). Храм знаменит гигантской статуей Бхайравы, высотой 3,6 м. Ее окружают ракшаса — гиганты и демоны. На всех скульптурах ожерелья из человеческих черепов, что характерно для яванской культуры эпохи Сингасари. Скульптурные изображения датируются XIII в.
Предположительно, храм Взбесившегося буйвола — один из вариантов магических святилищ Явы. Король Картанегара в конце XIII в. отошел от шиваит-ской и буддийской практики храмовой архитектуры и приблизил ее к тантрическому мировосприятию.
Говорят, что фаллос гигантской статуи (имеется в виду главный, ибо всего их шесть) обладает магической силой определять демона или человека со сверхъестественными способностями.
ПУРА ПУСЕРИНГ ДЖАГАТ, ИЛИ "ПУП МИРА" (PURA PUSERING JAGAT). Датируется 1329 г. Здесь сохранилось немало очень интересных деталей. Например, "катуркая", статуя высотой 51 см, изображающая демона с четырьмя телами. Видно лицо демона с жесткой линией рта, прикрытой усами. Цилиндрический сосуд из камня предназначался для хранения святой воды. На поверхности сосуда изображена гора среди океана. Переплетающиеся изображения змей гирляндой опоясывают вазу. По некоторым признакам можно узнать известную легенду из "Махабхараты" "Взбивание масла из Молочного моря". Это индуистский миф о том, как боги и демоны пытались погрузить свои руки в Молочное море, содержащее эликсир бессмертия. В итоге богам все же удалось извлечь, отфильтровать и выпить драгоценный напиток.
В павильоне, находящемся напротив павильона с вазой, установлены статуи фаллоса (Линги) и вагины (Йони), которые являются символами плодородия. Это место паломничества молодых супругов.
ПУРА ПЕНАТАРАН САСИХ (PURA PENATARAN SASIH). Храм был возведен в XIII в. и является королевским храмом Педженга. Это одна из главных балий-ских святынь, благодаря знаменитой "Луне Педженга", хранящейся здесь. Бронзовый барабан или гонг в форме песочных часов является самым большим в мире. Его длина 1,86 м, диаметр 1,6 м. Он похож на другой барабан, который был найден на острове Алор (Нуса-Тенгара). Чтобы увидеть это чудо вблизи, следует надеть саронг и сапут (кусок материи, которой мужчины опоясывают нижнюю часть тела во время культовых церемоний). "Луна" находится на пьедестале 4-метровой высоты алтаря. Гонг зеленого цвета, что объясняется окислением бронзы. Нужно сильно постараться, чтобы увидеть его в нише. Тем не менее если приглядеться, то вы разглядите восьмиконечную звезду или солнце с восемью лучами и двойную спираль, окаймляющую центральную часть инструмента, что характерно для стиля Донгшон. У гонга 4 ручки, у каждой попарно выгравированные изображения двух человеческих лиц. Многие легенды пытаются объяснить нахождение этого раритета в Педженге. Некоторые балийцы верят, что древний гонг — это серьга из уха богини Луны Деви Ратих. Его форма действительно напоминает форму серег — женщины и теперь надевают такие во время культовых обрядов или традиционных танцев.
* По дороге, ведущей на юг, к Бедулу, можно посетить археологический музей, который находится почти напротив храма Пури Кебо Эдан (около 500 м от Пури Пенатаран Сасих).
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ДРЕВНОСТИ (ПУРБАКАЛА). Четыре павильона, в которых выставлены экспонаты со времен палеолита (орудия труда, браслеты из бронзы) до китайской керамики XVII в.
Если пройти через ворота, расположенные с тыльной стороны музея, то вы попадете в павильон с каменными саркофагами, датируемыми 300 г. до н.э. Есть два типа саркофагов. Одни, длиной 1-1,2 м, вероятно, были рассчитаны на то, что тело умершего помещалось внутрь в позе ребенка в утробе матери или вертикально на коленях. По крайней мере, кости скелетов расположены именно таким образом. С умершими хоронили оружие и украшения. Другой тип саркофагов рассчитан на захоронение нескольких человек. Самым интересным является саркофаг в форме черепахи (кура-кура). В бронзе украшений нет примеси олова, но есть примеси меди и свинца.
БЕДУЛУ - BEDULU. Бедулу был столицей крупного королевства, до того как был завоеван Маджа-пахитом. Согласно легенде-король Бедаулу обладал сверхъестественными возможностями. Он мог отрезать себе голову, а затем приставить ее обратно, и голова прирастала к туловищу. Первый министр империи Маджапахит, Гаджах Мада, сумел захватить эти территории в 1343 г. Бедулу сейчас — это тихое селение с вереницей традиционных балийских домов, спрятавшихся за оградами.
ГОА-ГАДЖАХ (ПЕЩЕРА СЛОНА) — GOA GAJAH. По дороге в Пелиатан к пещере спускаются лестницы, расположенные полукругом справа от обширного паркинга. В конце маршей находится эспланада с большим прямоугольным и довольно глубоким бассейном. Он состоит из нескольких небольших бассейнов, обрамленных статуями, из которых струится вода. С одной стороны водоема совершали ритуальные омовения женщины, с другой стороны мужчины. В настоящее время это лишь декоративный ансамбль. Вход в пещеру представляет собой отверстие двухметровой высоты и метровой ширины. Внутри помещение в форме буквы "Т" с 15 нишами. В них размещаются статуэтки Шивы, многочисленные Будды и Ганеши (индуистский бог с головой слона, сын Шивы). Грот датируется XI в. При входе огромная голова, которая считается головой слона. Есть версия, что это типично балийское изображение злой колдуньи Рангды.
ЙЕХ ПУЛУ — YEH PULU. В километре от пещеры Слона, к югу от Бедулу, находится Йех Пулу. Попросите какого-нибудь местного мальчишку за несколько монет показать вам дорогу через рисовые поля. Это будет приятная прогулка. Йех Пулу — это длинная стена между реками Джуранг и Петану со скульптурными барельефами. К сожалению, барельефы сильно пострадали от воды, которую спускали с рисовых плантаций. В 1937 г. близлежащие поля были осушены, чтобы остановить разрушение стены. Длина конструкции 25 м, высота около 2 м. Скульптурные рельефы расположены друг над другом и датируются XIV-XV вв. Однако манера исполнения настолько похожа, что чувствуется рука одного мастера или, по крайней мере, одна школа. Сюжеты взяты из жизни молодого Кришны.
ТАМПАКСИРИНГ - TAMPAKSIRING. Направляясь из Педженга в северном направлении, вы будете проезжать деревни Педапдапан, Тарукан, Белусунг-Сандин, далее Тампаксиринг. Из Педап-дапана можно также свернуть направо на небольшую дорогу, которая проходит через селения Чегааг и Чемадик и вновь выводит на главную дорогу в 4-х километрах от Тампаксиринга. Это небольшой город, зажиточный и нарядный. После смерти короля Удаяны в 1011 г. двое его сыновей Аирланга и Анак Вунг-су унаследовали королевство. Аирланга стал правителем на богатой Яве. Ана-ку Вунгсу пришлось довольствоваться Бали, где он правил с 1049-го по 1077 г. Вероятно, поэтому девять королевских захоронений больше напоминают типично яванские усыпальницы, хотя в них четко прослеживаются и индийские мотивы. Недалеко от могил возвышается Гунунг Кави.
ГУНУНГ КАВИ (GUNUNG KAWI) (ПОЭТИЧЕСКАЯ ГОРА). Это монастырь, построенный в 1080 г. Говорят, что в его нишах хранится прах Анака Вунгсу. Отсюда открывается вид на долину и ее знаменитые святыни. Рисовые поля блестят под лучами солнца, словно зеркала, расположенные ступеньками и перемежающиеся зелеными букетами листьев кокосовых пальм.
Гунунг Кави — это самый необыкновенный и самый древний памятник Бали. Он представляет собой 10 выдолбленных в скале ниш высотой 7 м. Пять мавзолеев расположены на восточном берегу и четыре на западном. Последний, десятый, находится в километре к югу. Два берега соединяет мост. Довершают ансамбль кельи монахов, куда можно попасть по извилистой тропинке, напоминающей лабиринт. Точно неизвестно, являются ли мавзолеи местом захоронения праха правителей XI в. и их жен или же это лишь памятники, увековечившие королей. Сами балийцы говорят, что это могилы. Короткая тропа ведет к рисовым полям и десятому мавзолею Грийя Педанда — Дому брахманов-жрецов.
* От Гунунг Кави, свернув направо на песечении дорог к северу, можно добраться до истоков реки Пакерисан и храму Пура Тирта Эмпул над святыми источниками.
ПУРА ТИРТА ЭМПУЛ (PURA TINTA EMPUL). Говорят, что бассейны со священными водами датируются 962 г. Вода источников имеет "очистительные" свойства. Легенда рассказывает, что Индра заставил бить эти ключи, чтобы получить эликсир бессмертия. Благодаря этому эликсиру армия Индры победила могущественного короля Маяданаву.
К чудотворным источникам приходят паломники, чтобы пройти ритуал очищения. Они приносят тысячи даров, посвященных богам. В течение недели начиная со дня полнолуния четвертого месяца балийского календаря здесь собираются танцовщики из соседних деревень в надежде укрепить свои магические способности.
* Над священными источниками находится бывшая резиденция президента Сукарно. Рядом с Тирта Эмпул еще один храм Пура Менгенинг (Рига Mengening). Здесь установлен каменный алтарь с расположенными одна над другой крышами — прасада, более характерными для яванских святынь. Немного севернее храм Пура Гуманг (Рига Gumang), где установлена статуя быка Нанди, на котором ездил сам бог Шива, и изображение Линги, символа плодородия. Еще один алтарь-прасада в полуразрушенном состоянии.