Приведем несколько выписок из
вахтенного журнала крейсерской яхты
"Россия" (40-тонный бермудский кеч,
компромисс; длина - 21,6 м; ширина - 4,8 м;
осадка без шверта -1,8 м: парусность 150 м2).
13 июня. 22.00 - На буксире катера
вышли из Рабочей гавани Центрального
яхт-клуба ЛОС ДСО "Труд",
направляясь к выходному Петровскому
бую. Цель выхода: пробные ходовые
испытания под парусами после
капитального ремонта. На борту экипаж
из 24 человек, принимавших самое
активное участие в ремонте. Имеющийся
на яхте двигатель "ЗД6" (150 л. с.) еще
не работает.
14 июля. 02.00 - Штилевая погода не
дает возможности вернуться. Поскольку
находимся вблизи Петро-дворцового буя,
принимаем решение зайти для отдыха в
Петродворец.
03.40 - Отдали якорь (за
отсутствием штатных становых - верп) на
рейде Петродворца в 3,5-4 кабельтовых к
северо-западу от северной стенки
гавани на глубине 3 м. Ветер юго-юго-западный
силой менее 0,5 балла. Ввиду почти
полного штиля якорной цепи вытравили
не более двух глубин. Паруса убрали.
Экипаж, за исключением двух
вахтенных матросов, отдыхает.
Вахтенным дано указание в случае
усиления ветра травить якорную цепь.
07.45 - Экипаж поднят по тревоге
случайно проснувшимся матросом.
Вахтенные, находясь в кубрике, или
прозевали, или проспали. Внезапно
начавшийся и резко усилившийся ветер
от северо-запада сдрейфовал яхту на юго-восток
и она находится в 10-15 м от северо-западного
угла наружной части пирса лагом к
последнему. Сила ветра не менее 5 баллов.
У пирса довольно большой накат волны,
яхту начинает бить о камни и обломки
свай, находящиеся перед пирсом. Якорь
не держит, травить якорную цепь уже
бесполезно.
Яхта очень медленно дрейфует
вдоль пирса на восток к чистому месту,
где начинается вертикальная стенка, у
которой уже нет камней и свай. Чтобы
ползущий якорь не задерживал выгодный
дрейф яхты, дана команда его выбрать.
08.00 - Якорь выбран. Экипаж
одерживает яхту от навалов на камни и
обломки свай всеми подручными
средствами (футштоками, досками,
запасным рангоутом), однако это удается
плохо. В это же время по приказанию
капитана один из членов экипажа с
трудом перебирается (на шлюпке) на пирс
и отправляется просить катер, чтобы
отбуксировать яхту в гавань.
08.35 - Катер подходит к яхте и
пытается подать буксирный конец, но
терпит неудачу. Волной и ветром его
прижимает к стенке (там, где нет камней
и свай), только с большим трудом ему
удается отойти от нее.
В это время очередной волной
яхту приподняло и бросило кормовой
частью на обломок сваи, слегка
выступавший из воды. Послышался
сильный треск, и почти сразу же матрос,
находившийся в кормовом отсеке,
доложил, что яхта получила пробоину в
подводной части левого борта, вблизи
ватерлинии. Размер пробоины
приблизительно 300 X X 400 мм. Поступление
воды очень велико, а заделать пробоину
изнутри мешает большая цистерна с
горючим; подводить (снаружи) пластырь в
этом месте корпуса крайне неудобно.
08.45 - Кое-как удалось заткнуть
пробоину изнутри, однако и после этого
воды поступает много. Вода поступает и
из других мест, где хотя и нет пробоин,
но обшивка повреждена и поясья
разошлись.
Наконец, катер зашел с наветра и
с него перебросили буксирный трос,
который сразу же закрепили за кормовые
кнехты. Катер начал буксировать яхту
кормой вперед в гавань.
Экипаж занят откачиванием воды
всеми подручными средствами: ручной
помпой, ведрами, черпаками, кастрюлями.
На катер дано указание затащить яхту на
самое мелкое место, чтобы она не могла
утонуть,
09.00 - Яхта находится в юго-восточном
углу гавани и, погрузившись на две
трети высоты надводного борта в воду,
сидит на грунте на ровном киле.
Непосредственная опасность ей не
угрожает. Для устранения крена на
правый борт с мачт на берег заведены
оттяжки.
10.20 - В яхт-клуб уехал член
экипажа с сообщением о случившемся и
просьбой прислать катер с мощной
водоотливной помпой. Здесь в гавани
никаких водоотливных средств нет.
Продолжаем отливать воду из
корпуса подручными средствами, однако
удается это плохо. Пытаемся изнутри
заделать пробоину, но мешает большое
количество воды в корпусе.
15.20 - Пришел яхт-клубовский катер
"Касатка", подошел к борту.
17.00 - Откачка воды мотопомпой "Касатки"
дала результаты: воды осталось меньше
половины того, что было. Собираемся
капитально заделывать пробоину.