|
|
Шхуна превращается в шхуну.
(история проекта)
В 1956 году на верфи “Лайватеоллисуус” в городе
Турку Финляндия был получен заказ Советского
Союза – великой морской державы – на постройку
двадцати четырех зверобойных шхун. В техническом
задании, выданном финнам, не было ни слова о
промысловом назначении заказанных судов. Более
того, там говорилось о специальном подкреплении
конструкции главного грузового трюма и о том, что
в последствии судно будет доделываться на
советских верфях.
Проект
финской зверобойной шхуны по своим признакам
уходит в конец девятнадцатого – начало
двадцатого века. В нем есть черты легендарного
“Фрама” и знаменитых китобойных
нью-фаундлендских шхун, прекрасно описанных в
романе Джека Лондона “Моби Дик”. Корпус судна
изготавливался из дерева различных пород. Так
набор был сделан из дуба, форштевень и
ахтерштевень из африканского дерева пироба
(“железного” дерева), многослойная обшивка из
лиственницы и пихты. Носовая часть судна
обивалась броневым листом толщиной восемь
миллиметров, а вся подводная часть – листами
фосфористой бронзы толщиной пять миллиметров.
Толщина наборной обшивки доходит до пятидесяти
сантиметров. На судне установливался
восьмицилиндровый дизель фирмы Бокау-Вольф
мощностью 320 л.с. Судно предназначалось для
работы за полярным кругом и, при экипаже 12
человек, брал0 на борт до 40 зверобоев и уходило на
много-месячный автономный промысел с
возможностью вмерзания в лед. Шхуна зимовала в
полярных льдах, охотники добывали тюленей,
которые сразу же перерабатывались. Специальная
печь (диаметром полтора и высотой четыре метра),
расположенная в трюме, служила для вытапливания
тюленьего жира и обогрева жилых помещений и
могла работать практически на любом виде топлива
– солярке, дровах, угле, том же тюленьем жире.
Корабль имел вспомогательное парусное
вооружение - гафельная шхуна с небольшой
парусностью.
Итак,
о заказе 1956 года. Военно-Морскому Флоту Союза
были необходимы суда размагничивания, снимающие
девиацию с металлических корпусов кораблей.
Можно предположить, что заказчики были знакомы с
немагнитной шхуной “Заря”, построенной на этой
же верфи в 1952 году по сходному проекту.
Изучая
документацию судна, мы поняли, что заказ делался
без разъяснений конечного назначения судна.
В
силу секретности проекта, в техническом задании
для финской судоверфи присутствовали совершенно
нелогичные для промыслового судна элементы
конструкции – подкрепления палубы под носовое
орудие и фундаменты под мощные
дизель-генераторы. Половина судов из этой серии
предназначались для работы на южных морях, куда
они и ушли, оборудованные для Крайнего Севера.
Наш
корабль – СР-154 оказался в Севастополе, где нес
службу до середины восьмидесятых годов, после
чего был переведен в резерв и, в конце концов –
списан. Черноморский флот стал распродаваться и
корабль нашел своего первого покупателя –
торговца цветными металлами (не зря судно было
обито листами бронзы и имело на борту порядка
тридцати тонн медных кабелей). Торговец
обанкротился, не успев отодрать бронзу с днища, и
в это время судно попало в наши руки.
Последние
два года шли работы по ремонту и
переоборудованию СР-154 в парусно-моторную шхуну.
Следует отметить, что корпус за сорок с лишним
лет эксплуатации судна, практически не
пострадал. Последний советский док судно видело
11 лет назад, несмотря на это в трюме сухо. Главной
идеей задуманных переделок было совмещение
существующего вида корабля с переоборудованием
его в парусник и возвращением в родную морскую
стихию. Мы хотели сделать не пассажирский
корабль, а уютный ковчег для друзей, где нет
разделения на гостей и команду. Стол
кают-компании на 30 персон стал символом этой
идеи.
На
судне появились четыре комфортабельные каюты
люкс со всеми удобствами, восемь двухместных
кают, восьмиместный кубрик, каюта и салон
капитана, каюта старшего помошника, музыкальный
салон с библиотекой и большим концертным роялем
“Блютнер”. На судне появилась система
вентиляции, новая фановая система, сауна,
открытый ют и второй рулевой пост в новом
кокпите, новый, современный камбуз с плитами,
холодильниками, СВЧ печями и минипекарней.
Парусное
вооружение судна – стаксельная шхуна. Фок-мачта
36 метров и грот-мачта 38 метров, бушприт 7 метров.
Передние паруса – два кливера и рейковый
стаксель. Основные паруса – апсель и бермудский
грот. Дополнительные паруса – брифок и топсель.
Общая площадь парусов около 700 метров. Двадцать
одна тонна топлива и двадцать пять тонн воды на
борту позволяют тридцати двум человекам
пересекать океан (тридцать дней автономного
плавания).
Одно
из будущих направлений жизни корабля – учебный
парусник. Для этого на судне имеются два
швербота, типа “Дори”, парусные доски, два
швербота класса “Лазер”, два комплекта
аквалангов и существуют дублирующие посты
управления. Мы стремимся создать вокруг нее круг
людей, объединенных общими интересами. Мы
готовимся организовывать на этом корабле
экспедиции - экологические, географические,
археологические… Сейчас идут активные
переговоры по кооперации с географическими
журналами, телевидением, благотворительными
фондами и организациями. Мы делаем первые шаги к
объединению вокруг шхуны яхтсменов в клуб,
поскольку клубная форма жизни была бы для шхуны
самой правильной.
Пятнадцатого
сентября началось первое плавание обновленной
шхуны. “Новая Газета”, Образовательный Центр
“Весна жизни” и наше парусное агентство
“Марин.ру” реализуют благотворительный проект
“Корабль мечты”. В течение трех месяцев у нас на
борту будут находиться воспитанники московских
и владимирских детских домов. Они пройдут по
маршруту вдоль побережья Турции (Стамбул –
Анталья – Стамбул), обучаясь при этом по школьной
программе, знакомясь с достопримечательностями
и получая первые навыки яхтинга. Программа
осуществляется при поддержке Правительства
Москвы, Государственной думы России,
Правительства Турецкой Республики и
многочисленных частных благотворителей. За пять
рейсов на судне побывает больше ста детей.
Информация о ходе плавания будет публиковаться
на страницах “Новой Газеты” и на нашем сайте.
Мы
надеемся, что будущие плавания шхуны “Новая Л.”
будут не менее общественно значимыми, чем первое.
Приглашаем всех-всех-всех к участию в судьбе
нашего “нового-старого” судна.
Средиземное
море – это очень хорошо, но пора готовиться к
кругосветке. Через год-два это будет возможно. |
|
|